В салоне тепло. Пока электричка стояла, салон протопили обогреватели. Обычно, в пути обогрев отключают — электричество используется для движения. В салоне духота. За время стоянки раскалённые обогреватели сожгли воздух. Люди шли по платформе вдоль состава. Прежде чем войти в вагон, каждый топал ногами, сбивая с обуви налипший снег.
«Уважаемые пассажиры, — разрезал тишину вагона бодрый голос машиниста. — Седьмой вагон по техническим причинам не отапливается. Переходите в другие вагоны». Несколько человек вскинули головы. Нашли взглядом цифры под потолком: «03». Не наш вагон, можно сидеть дальше.
Вагоны постепенно наполнялись. Выходящие из стеклянного колпака пассажиры, сразу заскакивали в ближайший тамбур и расходились по составу через межвагонные переходы, хлопая тамбурными дверьми. Тамбуры выстыли на морозе. Их стены покрылись белой пушистой коркой мороза.
Пока мест больше, чем пассажиров, и можно выбирать. Сел, посидел: не понравилось — не поздно пересесть. Первое время люди меняли места. Кого-то не устроили соседи. Кто-то с опозданием заметил, что сиденье грязное. Пассажиры пришлифовывались друг к другу, заполняя вагон. Свободных мест оставалось всё меньше. Людям приходилось двигаться, принимая соседа.
Сиденья в электричке трёхместные. Лучшее место — у окна по ходу движения. Можно наблюдать за проносящимся за окном пейзажем или припасть головой к стеклу и спать. Летом из открытой форточки приятно задувает лёгкий ветерок. Сказка! Однако, бывает, зимой из щелей рамы сквозит так, что намораживает приличную ледышку. В стужу в старых электричках это место не популярно из-за сквозняков.
Во вторую очередь занимают места у прохода. Когда на сиденье становится тесно, можно сдвинуться или повернуться к проходу. Проще садиться и выходить. Нет необходимости продираться сквозь тесноту купе. А в жару — это самое прохладное место: на ходу по проходу продувает от тамбура до тамбура. Да и решётки вентиляции на потолке прямо над этими местами. Неудобство доставляют проходящие по вагону торговцы и музыканты, задевающие «крайних» баулами с товаром и музыкальными инструментами.
Места посередине сиденья занимают в последнюю очередь. Тесно: обоих сторон плечами и локтями подпирают соседи. Да и вид с этих мест ограничен: соседи напротив, да потолок. В жару высидеть в серёдке нелегко.
В полупустой электричке места в середине используют как багажные — их занимают поклажей. Сидят два человека на сиденье, а между ними сумки. Они едут и ждут, подсядет ли к ним третий. Если подсядет, то кто он? Не будет ли он пихаться локтями? Наступит ли он на ногу, когда будет пробираться к месту? Хорошо ли от него будет пахнуть?
Электричка отправилась. Вагон заполнился только на две трети. Хорошо, когда у города есть своя электричка: не нужно брать приступом проходящие поезда. Сел в пустой вагон, дождался отправления и едешь себе спокойно, в окошко поглядываешь.
Иногда пушкинскую электричку ставят на ремонт в депо. Тогда её подменяет старый экспресс I-го класса. Он идёт также, со всеми остановками. В салоне удобные кресла: широкие, мягкие, с подлокотниками. Проваливаешься в плюшевую глубину кресла, вытягиваешь ноги и дрыхнешь всю дорогу.
Посадочных мест в экспрессе меньше, чем в обычной электричке. Да и состав на два вагона короче: девять вагонов вместо привычных одиннадцати. Сесть удаётся не всем пушкинцам. Припозднившиеся едут стоя.
Электричка набирала ход. Под окном побежал заснеженный перрон, замелькали станционные фонари. На платформе остались стоять люди, ожидающие следующую проходную электричку: она идёт быстрее и дорогой обгоняет пушкинскую. И если наша электричка «тошнит» со всеми остановками, то проходная идёт: Пушкино — Мытищи — Москва.