ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ

Как выглядят и чем различаются пригородные поезда, узкоколейные вагоны и локомотивы, вагоны метро, и монорельс. Это подвижной состав, который работает на маршрутах, в рейсах на пассажирских перевозках в наши дни
ЭЛЕктричка
Электропоезд, "электрон", "собака", "элка" — состав из моторных и прицепных вагонов. Используется на электрофицированных участках с интенсивным пассажиропотоком
Первые электрички появились в России в 1929 году. Электрифицировали линию Москва — Мытищи, пошли по ней электрические трёхвагонные поезда. В начале ХХ века это было удивительно: поезд без паровоза. Без угольного дыма, пара и чавкающего звука в движении. Питались они от электрического контактного провода. За это трёхвагонные чудо-поезда прозвали электричками.

Со временем в народе элеткричками стали называть все пригородные поезда — дизеля, местные и рабочие поезда, это стало именем нарицательным. Но всё же верно, электричкой считать моторвагонный электропоезд.

Тип поезда на пригородной линии зависит от того, сколько пассажиров требуется перевезти. Электрифицирована ли железная дорога, и каким током: переменным или постоянным. Насколько часто требуется совершать рейсы.
И даже от имеющихся в депо вагонов.
  • От 4 до 12 вагонов в составе
  • Кабины управления и туалетные кабины в головном и хвостовом вагонах
  • Моторные вагоны, что с токоприёмниками, перемежаются с прицепными
Серия ЭР (Электропоезд Рижский)
Серийно выпускались Рижским вагоностроительным заводом (РВЗ) с 1957 по 1994 год.
ЭР1 — первая модель семейства. Работает на постоянном токе. Строилась для пригородного сообщения Московского и Ленинградского узлов, оборудована под посадку с высоких платформ. Снята с производства в 1962 году. Из-за округлой формы кабины и трапециевидных лобовых окон, в народе эту электричку прозвали «глобусом».
ЭР9П — модификация для работы на переменном токе.
Серия ЭР (Электропоезд Рижский)
Серийно выпускались Рижским вагоностроительным заводом (РВЗ) с 1957 по 1994 год.

ЭР1 — первая модель семейства. Работает на постоянном токе. Строилась для пригородного сообщения Московского и Ленинградского узлов, оборудована под посадку с высоких платформ. Снята с производства в 1962 году. Из-за округлой формы кабины и трапециевидных лобовых окон, в народе эту электричку прозвали «глобусом».

ЭР9П — модификация для работы на переменном токе.
ЭР2 — модернизированная версия ЭР1 с возможностью посадки с низких платформ и более совершенным электрооборудованием. С 1974 года изменена форма кабины с «круглой» на «квадратную», в салонах стали устанавливать полумягкие диваны. Самый массовый электропоезд в СССР.
На замену ЭР2 инженеры РВЗ разрабатывали новую модель — ЭР24. В 1991 году, после получения Латвией независимости, завод прекратил работы по проекту и передал чертежи и схемы электропоезда России.
ЭД2Т — доведённая до конца разработка РВЗ — ЭР24. Производилась на Демиховском вагоностроительном заводе до 2003 года.
ЭТ2 — модификация ЭД2Т с антивандальным исполнением салона. Выпускалась на Торжковском вагоностроительном заводе (коммерческое предприятие "Былина") с 1993 по 2010 год. Электрички работают преимущественно на Октябрьской железной дороге.
ЭР2 — модернизированная версия ЭР1 с возможностью посадки с низких платформ и более совершенным электрооборудованием. С 1974 года изменена форма кабины с «круглой» на «квадратную», в салонах стали устанавливать полумягкие диваны. Самый массовый электропоезд в СССР.
На замену ЭР2 инженеры РВЗ разрабатывали новую модель — ЭР24. В 1991 году, после получения Латвией независимости, завод прекратил работы по проекту и передал чертежи и схемы электропоезда России.

ЭД2Т — доведённая до конца разработка РВЗ — ЭР24. Производилась на Демиховском вагоностроительном заводе до 2003 года.

ЭТ2 — модификация ЭД2Т с антивандальным исполнением салона. Выпускалась на Торжковском вагоностроительном заводе (коммерческое предприятие "Былина") с 1993 по 2010 год. Электрички работают преимущественно на Октябрьской железной дороге.
Серия ЭД (Электропоезд Демиховский)
Серийно выпускаются Демиховским вагоностроительным заводом с 1996 года.
ЭД4М — российский электропоезд постоянного тока на базе отечественного электрооборудования, построенный по схеме хорошо зарекомендовавшего себя электропоезда ЭР22, выпускавшегося в Риге с 1964 года. Широкие входные двери и накопительные тамбуры. На базе ЭД4М формируются экспрессы "Спутник" и "Аэтоэкспресс". Оборудован под посадку как с низких, так и с высоких платформ. Самый распространённый тип электричек на российских железных дорогах.
ЭД9П — модификация для работы на переменном токе.
Серия ЭД (Электропоезд Демиховский)
Серийно выпускаются Демиховским вагоностроительным заводом с 1996 года.

ЭД4М — российский электропоезд постоянного тока на базе отечественного электрооборудования, построенный по схеме хорошо зарекомендовавшего себя электропоезда ЭР22, выпускавшегося в Риге с 1964 года. Широкие входные двери и накопительные тамбуры. На базе ЭД4М формируются экспрессы "Спутник" и "Аэтоэкспресс". Оборудован под посадку как с низких, так и с высоких платформ. Самый распространённый тип электричек на российских железных дорогах.

ЭД9П — модификация для работы на переменном токе.
ЭД4М-500 — электропоезд повышенной комфортности на базе ЭД4М. Используется в региональных перевозках в качестве экспрессов. ЦППК запускает эти электрички по системе «Комфорт плюс» — улучшенный комфорт по цене обычного билета.
ЭП2Д — модернизированный вариант ЭД4М-500: более безопасная кабина машиниста и современное энергосберегающее оборудование.
ЭД4М-500 — электропоезд повышенной комфортности на базе ЭД4М. Используется в региональных перевозках в качестве экспрессов. ЦППК запускает эти электрички по системе «Комфорт плюс» — улучшенный комфорт по цене обычного билета.

ЭП2Д — модернизированный вариант ЭД4М-500: более безопасная кабина машиниста и современное энергосберегающее оборудование.
Серия ЭС (Электропоезд "СИМЕНС")
Электропоезд из семейства Siemens Desiro немецкого концерна Siemens AG. Локализация производства в России на заводе «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме.
ЭС1 "Ласточка" — двухсистемный электропоезд, работает как на постоянном, так и на переменном токе. Нестандартные для российской железки автосцепки Шарфенберга. Безтамбурная компоновка вагонов: полуавтоматические двери прислонно-сдвижного типа открываются при нажатии кнопки на двери.
Симпатичные "Ласточки" трудились на пригородных перевозках во время Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году. После окончания игр часть составов передали на другие железные дороги для пригородных и межрегиональных перевозок.
ЭС2Г "Ласточка" — городская электричка на базе ЭС1. Эти поезда ходят по Московскому центральному кольцу (МЦК).
Серия ЭС (Электропоезд "СИМЕНС")
Электропоезд из семейства Siemens Desiro немецкого концерна Siemens AG. Локализация производства в России на заводе «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме.

ЭС1 "Ласточка" — двухсистемный электропоезд, работает как на постоянном, так и на переменном токе. Нестандартные для российской железки автосцепки Шарфенберга. Безтамбурная компоновка вагонов: полуавтоматические двери прислонно-сдвижного типа открываются при нажатии кнопки на двери.
Симпатичные "Ласточки" трудились на пригородных перевозках во время Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году. После окончания игр часть составов передали на другие железные дороги для пригородных и межрегиональных перевозок.

ЭС2Г "Ласточка" — городская электричка на базе ЭС1. Эти поезда ходят по Московскому центральному кольцу (МЦК).
Серия ЭГ (Электропоезд городской)
Альтернатива поездам серии ЭС "Ласточка". Разработка Тверского вагоностроительного завода, дизайн испанского бюро Integral Design and Development. Первые вагоны серии ЭГ выпущены в Твери в 2015 году.
ЭГ2Тв "Иволга" — пятивагонный городской электропоезд, работающий на постоянном токе. Кузов из алюминия, асинхронные двигатели, система рекуперативного торможения и механические дисковые тормоза. Управление поездом с помощью электронного бесступенчатого контроллера — разгон плавный, без рыков. Применено пневматическое подвешивание тележек вагонов, есть система очистки колёс. Это делает ход плавным, снижает износ рельс и колёсных пар.
Московские власти планируют использовать "Иволги" на Московских центральных диаметрах (МЦД) — составы в сине-белой раскраске городского транспорта.
Серия ЭГ (Электропоезд городской)
Альтернатива поездам серии ЭС "Ласточка". Разработка Тверского вагоностроительного завода, дизайн испанского бюро Integral Design and Development. Первые вагоны серии ЭГ выпущены в Твери в 2015 году.

ЭГ2Тв "Иволга" — пятивагонный городской электропоезд, работающий на постоянном токе. Кузов из алюминия, асинхронные двигатели, система рекуперативного торможения и механические дисковые тормоза. Управление поездом с помощью электронного бесступенчатого контроллера — разгон плавный, без рыков. Применено пневматическое подвешивание тележек вагонов, есть система очистки колёс. Это делает ход плавным, снижает износ рельс и колёсных пар.
Московские власти планируют использовать "Иволги" на Московских центральных диаметрах (МЦД) — составы в сине-белой раскраске городского транспорта.
Фильм "История электрички"
Эволюция электричек от первой электрифицированной пригородной линии Баку – Сабунчи до скоростного электропоезда ЭР200
Кадры из документального фильма "От пара к электричеству".
Режиссёр: В. Раков
Текст читает: С. Малишевский
ДИЗЕЛЬ
Рельсовый автобус или поезд на дизельной тяге. Применяется на малодеятельных и неэлектрифицированных линиях
  • От 1 до 4 вагонов
  • В головном и хвостовом вагонах установлены дизельные двигатели и кабины управления
  • Рельсовые автобусы могут объединятся в составы по системе многих единиц
Серия РА (Рельсовый Автобус)
Серийно выпускаются заводом «Метровагонмаш» с 1997 года.
РА1 — автомотриса, конструктивно унифицирована с метровагоном типа «Яуза». Представляет собой самоходный вагон с двумя кабинами, оснащенный дизельным двигателем и гидравлической передачей. Двигатель расположен под полом вагона. Автомотриса используется для местного сообщения.
Серия РА (Рельсовый Автобус)
Серийно выпускаются заводом «Метровагонмаш» с 1997 года.

РА1 — автомотриса, конструктивно унифицирована с метровагоном типа «Яуза». Представляет собой самоходный вагон с двумя кабинами, оснащенный дизельным двигателем и гидравлической передачей. Двигатель расположен под полом вагона. Автомотриса используется для местного сообщения.
РА2 — дизель-поезд, следующая ступень эволюции РА. Изготавливается в 2-4 вагонном составе и предназначен для работы на неэлектрифицированных линиях с интенсивных пассажиропотоком. Курсирует на пригородных и межобластных маршрутах. Основное преимущество для пассажиров в сравнении с РА1 — туалетная кабина в прицепном вагоне.
РА2 — дизель-поезд, следующая ступень эволюции РА. Изготавливается в 2-4 вагонном составе и предназначен для работы на неэлектрифицированных линиях с интенсивных пассажиропотоком. Курсирует на пригородных и межобластных маршрутах. Основное преимущество для пассажиров в сравнении с РА1 — туалетная кабина в прицепном вагоне.
ДТ1— Дизель-электропоезд Торжковский. Семнадцать четырёхвагонных составов успел выпустить Торжковский вагоностроительный завод с 2005 по 2013 год, пока не обанкротился. Поезд предназначен для пригородных перевозок на частично-электрифицированных участках. Приводится в движение электродвигателями, питающимися от двух дизель-генераторных установок, в головном и хвостовом вагонах. Либо работает от контактной сети постоянного тока, как электричка.
ДТ1— Дизель-электропоезд Торжковский. Семнадцать четырёхвагонных составов успел выпустить Торжковский вагоностроительный завод с 2005 по 2013 год, пока не обанкротился. Поезд предназначен для пригородных перевозок на частично-электрифицированных участках. Приводится в движение электродвигателями, питающимися от двух дизель-генераторных установок, в головном и хвостовом вагонах. Либо работает от контактной сети постоянного тока, как электричка.
ПРИГОРОДНЫЙ ПОЕЗД
Локомотив с одним или несколькими вагонами для местного и пригородного сообщения
  • Формируется из общих или сидячих вагонов
  • Количество вагонов зависит от пассажиропотока на маршруте
  • Каждый вагон обслуживается проводником, но иногда они сцепляются рабочим тамбурами друг к другу, и проводник работает на два вагона
рабочий поезд
Локомотив с общим вагоном, автомотриса, дизель- или электропоезд для ведомственных перевозок
  • Рейс организует ведомство: Железная дорога или Служба пути
  • Ходит по служебному расписанию, которое не вывешивается на вокзалах и станциях
  • Посадка пассажиров по служебным удостоверениям либо не контролируется
«сидячка», «общий»
Сидячий или общий вагон в составе пассажирского поезда
  • Правила перевозки такие же, как в пассажирском поезде: билет с местом, приобретается заранее, посадка при предъявлении паспорта
  • Остановки на крупных и узловых станциях
  • Альтернатива пригородным поездам при их отмене или отсутствии
узкоколейка
Узкоколейный поезд, УЖД, «кукушка» — поезд облегчённого типа, рассчитанный на движение по колее 750 мм
В отдалённых районах, куда не доходят линии широкой колеи, отсутствуют автомобильные, и даже грунтовые дороги — для местного сообщения используют узкоколейку. Это торфовозные, лесовозные и другие промышленные узкоколейки, где грузовое движение прекратилось после банкротства и закрытия предприятий, а пассажирское отменить не могут — прервётся сообщение с отдалёнными посёлками.

Пассажиров на узкоколейке перевозят в пассажирский вагонах, прицепленных к локомотиву, в салоне автомотрисы, а иногда и просто в кабине локомотива. На узкоколейке железнодорожные правила не такие строгие, как у ширококолейных коллег. А поезда не разгоняются выше 50 км/ч — дорога валкая, можно и перевернуться.

Узкоколейный подвижной состав используют и на Детских железных дорогах (ДЖД) — все они узкоколейные. Но правила сигнализации такие же, как на «взрослых» дорогах широкой колеи. Детские железные дороги работают летом. На них ребята практически отрабатывают знания, полученные в классах за учебный год.
  • Узкоколейки — ведомственные железные дороги, часто автономные
  • Много переделок и модернизаций подвижного состава в мастерских и депо
  • Ширина колеи 750 мм — вдвое уже стандартной железнодорожной колеи
Вагон Pafawag
Узкоколейный вагон польского производства. Выпускался с 1957 по 1960 год и поставлялся на УЖД МПС СССР. В салоне оборудовано 38 сидячих мест в конфигурации 2+1 и одно место проводника. Имеется туалетная кабина с рукомойником. Под вагоном установлен электрогенератор с ременным приводом от колёсной пары. Салон отапливается автономным водогрейным котлом.
Вагон Pafawag
Узкоколейный вагон польского производства. Выпускался с 1957 по 1960 год и поставлялся на УЖД МПС СССР. В салоне оборудовано 38 сидячих мест в конфигурации 2+1 и одно место проводника. Имеется туалетная кабина с рукомойником. Под вагоном установлен электрогенератор с ременным приводом от колёсной пары. Салон отапливается автономным водогрейным котлом.
Вагон ПВ40 (Пассажирский Вагон на 40 мест)
Цельнометаллический вагон несущего типа, выпускался Демиховским вагоностроительным заводом с 1955 года до конца 1980-х. Отопление печное на дровах или торфяных брикетах. Два тамбура, двойное остекление, электричество для освещения подаётся проводом от локомотива. В железнодорожных мастерских стандартные вагоны переделывали в плацкартные, почтовые, продуктовые и даже VIP-вагоны с мягкими креслами для транспортировки начальства.
Вагон ВП750
По мотивам ПВ40, Камбарский машиностроительный завод разработал собственную модель вагона, которую выпускает в настоящее время. Есть даже плацкартная модификация с туалетной кабиной.
Вагон ПВ40 (Пассажирский Вагон на 40 мест)
Цельнометаллический вагон несущего типа, выпускался Демиховским вагоностроительным заводом с 1955 года до конца 1980-х. Отопление печное на дровах или торфяных брикетах. Два тамбура, двойное остекление, электричество для освещения подаётся проводом от локомотива. В железнодорожных мастерских стандартные вагоны переделывали в плацкартные, почтовые, продуктовые и даже VIP-вагоны с мягкими креслами для транспортировки начальства.

Вагон ВП750
По мотивам ПВ40, Камбарский машиностроительный завод разработал собственную модель вагона, которую выпускает в настоящее время. Есть даже плацкартная модификация с туалетной кабиной.
ЭСУ2а (Электростанция Самоходная Узкоколейная)
Мотовоз с установленным на валу дизеля мощным электрогенератором. Используется в качестве локомотива в поезде-путеукладчике или пассажирском узкоколейном поезде, уверенно ведёт 2-3 пассажирских вагона. Кабина разделена поперечной перегородкой, имеет пассажирскую часть с отдельными входами и вмещает 10-12 человек — небольшую бригаду. Из-за динномерной кабины обзорность назад с места машиниста плохая. Распространённая доработка ЭСУ — в депо или мастерских срезали заднюю, пассажирскую часть кабины, а на её месте монтировали грузовую площадку с парапетом.
ЭСУ2а (Электростанция Самоходная Узкоколейная)
Мотовоз с установленным на валу дизеля мощным электрогенератором. Используется в качестве локомотива в поезде-путеукладчике или пассажирском узкоколейном поезде, уверенно ведёт 2-3 пассажирских вагона. Кабина разделена поперечной перегородкой, имеет пассажирскую часть с отдельными входами и вмещает 10-12 человек — небольшую бригаду. Из-за динномерной кабины обзорность назад с места машиниста плохая. Распространённая доработка ЭСУ — в депо или мастерских срезали заднюю, пассажирскую часть кабины, а на её месте монтировали грузовую площадку с парапетом.
Серия ТУ (Тепловоз Узкоколейный)
Серийно выпускаются с 1955 года. Существуют модели магистральных двухкабинных тепловозов, и тепловозов капотной компоновки, удобной при маневрировании и обороте состава.
ТУ2 — магистральный тепловоз с электрической передачей. Производство начато в 1955 году в Калуге. Благодаря удачной конструкции дизель-генератора и внешнему сходству с ширококолейными магистральными тепловозами, распространён на ДЖД.
ТУ10 — магистральный тепловоз с микропроцессорной системой управления. Выпускается Камбарским машиностроительным заводом (КМЗ) с 2010 года. Конструктивная недоработка — неэффективные тормоза из-за слабых компрессоров. Поступает на ДЖД, на замену отработавшим ресурс ТУ2, ТУ6А и ТУ7А.
Серия ТУ (Тепловоз Узкоколейный)
Серийно выпускаются с 1955 года. Существуют модели магистральных двухкабинных тепловозов, и тепловозов капотной компоновки, удобной при маневрировании и обороте состава.

ТУ2 — магистральный тепловоз с электрической передачей. Производство начато в 1955 году в Калуге. Благодаря удачной конструкции дизель-генератора и внешнему сходству с ширококолейными магистральными тепловозами, распространён на ДЖД.

ТУ10 — магистральный тепловоз с микропроцессорной системой управления. Выпускается на Камбарском машиностроительном заводе (КМЗ) с 2010 года. Конструктивная недоработка — неэффективные тормоза из-за слабых компрессоров. Поступает на ДЖД, на замену отработавшим ресурс ТУ2, ТУ6А и ТУ7А.
ТУ4 — маневрово-вывозной грузо-пассажирский тепловоз капотной компоновки с гидромеханической передачей. Выпускался с 1962 по 1974 год на КМЗ. Благодаря сочетанию мощности дизеля в 250 л.с. и небольшой собственной массы, может работать на разбитых путях и усах-времянках.
ТУ6А — выпускался на КМЗ с 1973 по 1988 год. Капотная компоновка, механическая передача, мощный дизель, простая, неубиваемая конструкция. Самый распространённый тип узкоколейного тепловоза в России.
ТУ7А — универсальный грузо-пассажирский тепловоз капотной компоновки с двухступенчатой гидропередачей. Использовался на промышленных УЖД СССР и шёл на экспорт в страны соцлагеря. Выпускается на КМЗ с 1971 года по настоящее время. Существует ширококолейное исполнение этого тепловоза под маркой ТГМ40.
ТУ4 — маневрово-вывозной грузо-пассажирский тепловоз капотной компоновки с гидромеханической передачей. Выпускался с 1962 по 1974 год на КМЗ. Благодаря сочетанию мощности дизеля в 250 л.с. и небольшой собственной массы, может работать на разбитых путях и усах-времянках.

ТУ6А — выпускался на КМЗ с 1973 по 1988 год. Капотная компоновка, механическая передача, мощный дизель, простая, неубиваемая конструкция. Самый распространённый тип узкоколейного тепловоза в России.

ТУ7А — универсальный грузо-пассажирский тепловоз капотной компоновки с двухступенчатой гидропередачей. Использовался на промышленных УЖД СССР и шёл на экспорт в страны соцлагеря. Выпускается на КМЗ с 1971 года по настоящее время. Существует ширококолейное исполнение этого тепловоза под маркой ТГМ40.
метро
Метрополитен, "подземка", метро — городской электрический поезд. Передвигается в основном под землёй по тоннелям
Первое в России метро построили в Москве. Сначала открыли участок Сокольники – Парк Культуры. Поезда пошли по нему 15 мая 1935 года — это день рождения московского метро. Трамвай, как основной пассажирский транспорт столицы уже не справлялся с пассажиропотоком растущего города. На линиях возникали извечные трамвайные «пробки» — десятки вагонов, скованные затором, часами не могли разъехаться. Столпотворение из трамвайных вагонов ежедневно возникало на Комсомольской площади, где сходятся несколько трамвайных маршрутов. А суета и сутолока трёх московских вокзалов, Ленинградского, Ярославского и Казанского, ежеминутно поставляют новых пассажиров. Популярный в те годы сатирический журнал «Крокодил» печатал карикатуры о «тяжёлом» труде вагоновожатых, проводящих рабочее время за чтением книг.

И вот, наконец — метро. Сокольническая линия метро прошла по наиболее напряжённым участкам трамвайного движения. После тесного, еле ползущего по улицам трамвая, где часто ездили на подножках вагона и сцепках — салон был переполнен, москвичам явилось чудо. Сверкающими эскалаторами, матовыми плафонами, широкими посадочными платформами, восьмивагонными электропоездами, снующими по тоннелям. Станционные залы и вестибюли, отделанные мрамором, мозаиками, с цветными витражами, каждое — настоящее произведение искусства. А главное — никаких «пробок». Фирменный знак московского метро — светящаяся красная «М». Подобно кремлёвским звёздам, только рангом пониже, «М» засветились над каждым вестибюлем метро.

При Союзе только города-миллионники могли претендовать на строительство собственного метрополитена. Метро обзавелись и республиканские города, в основном столицы: Баку (Азербайджан), Тбилиси (Грузия), Ереван (Армения), Киев, Харьков и Днепропетровск (Украина), Минск (Беларусь), Ташкент (Узбекистан), Алма-Ата (Казахстан).
  • От 4 до 8 вагонов в составе
  • Кабины управления в головном и хвостовом вагонах
  • Питается от третьего — токоведущего, контактного рельса
  • Ширина колеи 1524 мм, вагонные автосцепки Шарфенберга не совместимы с железнодорожными, габарит вагонов — меньше
Вагон типа «Еж»
Спроектирован в 1970 году. В народе получил прозвище «ёжик». Реостатное управление тяговыми двигателями, а это значит, неизбежны толчки при разгоне и торможении. Двери гильотинного типа, вентиляция приточно-вытяжная: работает только при движении состава. Рессорное подвешивание вагона передаёт едущим пассажирам изъяны пути: тряску на стыках и стрелках, мотание при размыве полотна и из-за износа рельс. Этот тип вагонов устарел, но продолжает применяться на многих линиях метро и хорошо знаком пассажирам.
Вагон типа «Еж»
Спроектирован в 1970 году. В народе получил прозвище «ёжик». Реостатное управление тяговыми двигателями, а это значит, неизбежны толчки при разгоне и торможении. Двери гильотинного типа, вентиляция приточно-вытяжная: работает только при движении состава. Рессорное подвешивание вагона передаёт едущим пассажирам изъяны пути: тряску на стыках и стрелках, мотание при размыве полотна и из-за износа рельс. Этот тип вагонов устарел, но продолжает применяться на многих линиях метро и хорошо знаком пассажирам.
«Номерной» вагон
Выпускается с 1977 года. Полное обозначение 81-717/714. Этот тип не получил буквенного обозначения — только цифровой индекс, поэтому для простоты его называют «номера». Это следующий этап эволюции вагона типа «Еж». По сравнению с предыдущей моделью, на этих поездах повышена мощность тяговых двигателей: вагоны быстрее разгоняются. Применены импульсные регуляторы в системе управления двигателями, сделавшие разгон более плавным. Но в целом, это всё тот же «Еж».
«Номерной» вагон
Выпускается с 1977 года. Полное обозначение 81-717/714. Этот тип не получил буквенного обозначения — только цифровой индекс, поэтому для простоты его называют «номера». Это следующий этап эволюции вагона типа «Еж». По сравнению с предыдущей моделью, на этих поездах повышена мощность тяговых двигателей: вагоны быстрее разгоняются. Применены импульсные регуляторы в системе управления двигателями, сделавшие разгон более плавным. Но в целом, это всё тот же «Еж».
Вагон типа «Яуза»
Начало выпуска в 1991 году. Вагон принципиально новой конструкции. Применено люминесцентное освещение и принудительная вентиляция салона, рамное подвешивание тяговых двигателей. Кузов изготовлен из нержавеющей стали. Этот вагон родился в непростое время и завоевать место под солнцем ему так и не удалось. После серии испытаний, затянувшихся почти на десять лет, вагоны были поставлены в депо московского метрополитена. Позже, метрополитен отказался закупать вагоны этого типа, предпочтя им более современные «Русичи».
«Яуза» стала прародителем рельсового автобуса РА1. Этот автобус работает на железных дорогах России в пригородных перевозках и местном сообщении — альтернатива пригородному поезду.
Вагон типа «Яуза»
Начало выпуска в 1991 году. Вагон принципиально новой конструкции. Применено люминесцентное освещение и принудительная вентиляция салона, рамное подвешивание тяговых двигателей. Кузов изготовлен из нержавеющей стали. Этот вагон родился в непростое время и завоевать место под солнцем ему так и не удалось. После серии испытаний, затянувшихся почти на десять лет, вагоны были поставлены в депо московского метрополитена. Позже, метрополитен отказался закупать вагоны этого типа, предпочтя им более современные «Русичи».
«Яуза» стала прародителем рельсового автобуса РА1. Этот автобус работает на железных дорогах России в пригородных перевозках и местном сообщении — альтернатива пригородному поезду.
Вагон типа «Русич»
Серийно выпускается с 2003 года. Гибкие межвагонные переходы, система кондиционирования воздуха, цифровые информационные табло в салоне. В отличие от предыдущих моделей, у вагона «Русич» всего по две-три двери с каждой стороны, но двери широкие и безопасные, прислонно-сдвижной конструкции. Вместо боковых зеркал, опасных при проходе поездом станций, на бортах вагона установлены видеокамеры, а в кабине машиниста — видеомонитор — тоже дань безопасности.
Вагон типа «Ока»
Бюджетная альтернатива «Русичу»: кузов «номерного» с современной кабиной и электрооборудованием. Двери прислонно-сдвижного типа, принудительная вентиляция салона, цифровые информационные табло.
Вагон типа «Русич»
Серийно выпускается с 2003 года. Гибкие межвагонные переходы, система кондиционирования воздуха, цифровые информационные табло в салоне. В отличие от предыдущих моделей, у вагона «Русич» всего по две-три двери с каждой стороны, но двери широкие и безопасные, прислонно-сдвижной конструкции. Вместо боковых зеркал, опасных при проходе поездом станций, на бортах вагона установлены видеокамеры, а в кабине машиниста — видеомонитор — тоже дань безопасности.

Вагон типа «Ока»
Бюджетная альтернатива «Русичу»: кузов «номерного» с современной кабиной и электрооборудованием. Двери прислонно-сдвижного типа, принудительная вентиляция салона, цифровые информационные табло.
Вагон типа «Москва»
Модернизированная «Ока» со сквозным проходом по всему поезду. Улучшен дизайн и безопасность кабины, на 15 сантиметров стали шире дверные проёмы. Пневматическое подвешивание вагона и бесшумный ход. Климатическая установка в салоне, повсюду глазки камер видеонаблюдения. И самое заметное для пассажиров — разноцветные лампочки, подсветка ниш и дверей при закрытии, USB-гнёзда для подзарядки смартфона в пути, мультимедийная система под потолком вагона.
Вагон типа «Москва»
Модернизированная «Ока» со сквозным проходом по всему поезду. Улучшен дизайн и безопасность кабины, на 15 сантиметров стали шире дверные проёмы. Пневматическое подвешивание вагона и бесшумный ход. Климатическая установка в салоне, повсюду глазки камер видеонаблюдения. И самое заметное для пассажиров — разноцветные лампочки, подсветка ниш и дверей при закрытии, USB-гнёзда для подзарядки смартфона в пути, мультимедийная система под потолком вагона.
МОНОРЕЛЬС
«Червяк», монорельс — шестивагонный поезд, передвигается по стальному виадуку, поднятому над улицей на бетонных опорах на высоту 4–6 метров
Единственная в России линия монорельса — в Москве, соединила район ВДНХ со станцией метро «Тимирязевская». Поезд по ней движется со скоростью до 40 км/ч. Из-за низкого пассажиропотока дорога переведена в экскурсионный режим с получасовым интервалом между поездами. Проезд на монорельсе по билету московского метрополитена — стоимость поездки на метро. Время в пути от конечной до конечной — 20 минут. Линия двухпутная, поезда движутся во встречных направлениях.
  • Кабины управления в головном и хвостовом вагонах
  • На конечных станциях оборудованы разворотные круги для оборота состава
  • Вагоны соединены «гармошками», но перехода между вагонами нет
Вагон ЭПС (Электроподвижной Состав)
Состав состоит из двух головных и четырёх прицепных вагонов. Каждому поезду присвоен двузначный порядковый номер. Всего изготовлено одиннадцать составов. Производится с 2003 года Московским Институтом Теплотехники (МИТ), специализирующимся на выпуске стратегических ракет.
В основе конструкции — поезд Р30 швейцарской фирмы Intamin AG, специализирующейся на выпуске «американских горок» для парков развлечений. Поезд питается от трёхконтактной троллеи, проложенной вдоль монорельса. Движение передаётся обрезиненными роликами, что делает ход поезда бесшумным.
Вагон ЭПС (Электроподвижной Состав)
Состав состоит из двух головных и четырёх прицепных вагонов. Каждому поезду присвоен двузначный порядковый номер. Всего изготовлено одиннадцать составов. Производится с 2003 года Московским Институтом Теплотехники (МИТ), специализирующимся на выпуске стратегических ракет.
В основе конструкции — поезд Р30 швейцарской фирмы Intamin AG, специализирующейся на выпуске «американских горок» для парков развлечений. Поезд питается от трёхконтактной троллеи, проложенной вдоль монорельса. Движение передаётся обрезиненными роликами, что делает ход поезда бесшумным.
Публикации по теме