Запасное столетие Транссиба

21 октября 2001 года президентским указом в России уже отмечали вековой юбилей магистрали. Почему же столетие Великого сибирского пути празднуют второй раз
Сегодня, 5 октября 2016 года Россия отмечает столетие окончания строительства Транссибирской железнодорожной магистрали – главной стальной артерии страны. Но что это? Дежавю? Ведь было уже одно столетие. 21 октября 2001 года президентским указом отмечали вековой юбилей магистрали. Почему Транссиб празднует столетие второй раз?
При строительстве заключительного участка магистрали от Читы до Владивостока рассматривали два варианта прокладки трассы. Первый: напрямую через территорию Китая. Второй: в обход, вдоль Амура через Хабаровск, по территории России. «Китайский» вариант сокращал путь на несколько сот километров. Кроме того, «колониальная» трасса позволяла разместить на территории Маньчжурского района пограничные гарнизоны для охраны дороги, тем самым поддержать союзнический Китай, и ослабить экспансию Японии в регионе. Было решено строить оба варианта трассы, но приоритет отдать первому, маньчжурскому.
21 октября 1901 года после укладки и приведения в рабочее состояние Маньчжурской железной дороги был сомкнут великий рельсовый путь. Он связал Петербург со вновь приобретённой военной базой Порт-Артур. По железной дороге сразу же началась перевозка пассажиров, почты и грузов. Именно 1901 год считается годом окончания строительства Транссибирской магистрали, хотя на тот момент многие мосты и инженерные сооружения ещё не были достроены.

Спустя 15 лет, в 1916 году достроили второй, дублирующий участок Транссиба, обогнувший Китай с севера. Он считался запасным. Как оказалось – вовремя достроили. В 1917 году в России произошла Октябрьская революция. Китай долгое время не признавал новую власть, и Маньчжурскую дорогу ждали непростые времена.
Советскому правительству в 1924 году удалось наладить дипломатические отношения с Китаем и маньчжурский участок железной дороги стал совместным советско-китайским предприятием. Однако, в 1929 году китайские войска захватили телеграф дороги и выдворили всех советских служащих «железки». После серии успешных операций РККА против китайской армии, Китай был вынужден восстановить дипотношения с Советской Россией, подписав Харбинский протокол. Через два год после подписания протокола, Маньчжурия была захвачена японскими войсками и на её территории провозглашено государство Маньчжоу-Го. Советы быстро наладили дипотношения с новым государством и продали ему железную дорогу. Что не помешало им, однако, уничтожить Маньчжоу-Го в 1945 году и вернуть дорогу под свой контроль.

Окончательно, судьба Маньчжурской железной дороги решилась в 1952 году: она была безвозмездно передана коммунистическому правительству Китая. От Читы до Владивостока у Транссиба осталась единственная трасса – та самая, запасная: вдоль Амура через Хабаровск. В таком виде железнодорожная магистраль существует до сих пор. По этому участку я проехал в 2015 году во время путешествия по Транссибу. Столетие окончания строительства амурского участка и празднуют сегодня, 5 октября 2016 года.
Американская компания Google вспомнила про «запасное» столетие Trans-Siberian Railway и даже разместила на странице своего поисковика небольшой анимированный ролик о магистрали. В лучшем духе американцев про Россию: папаха, медведь и самовар присутствуют.
Публикации по теме