Ролики в городе
Прогулка на роликах, как способ быстро посмотреть город.
Какие опасности поджидают роллера на городских улицах
Роликовый маршрут
Попал тут ко мне путеводитель московского Справочно-информационного центра. Дизайн — отпад. Ещё бы, путеводитель сделан в студии известного дизайнера. Классика минимализма, прямо как я люблю. Только линия маршрута на карте и 5-7 реперных точек с подписями, чтобы не сбиться с пути. Ничего лишнего.

Путеводитель разбит на блоки: пешеходные, роликовые и велосипедные маршруты. Блоки сшиты разъёмными металлическими колечками. Достал нужный, положил в карман и на маршрут. Формат мне показался интересным, и я попробовал.

Выбрал Роликовые маршруты. Скорость роллера в двое-трое выше пешеходной. Если удастся держать скорость на маршруте, можно на осмотр тех же мест затратить меньше времени, нежели идти пешком. Самый первый маршрут назван «Классическим», от ВДНХ до Поклонной горы. Протяжённость 17 километров. С него и начал.
Стартую от платформы Яуза, что недалеко от ВДНХ. На лавочке одеваю ролики
Уточняю маршрут в путеводителе
Засекаю время
Поехали! В спальном районе на удивление хороший асфальт
Неудобство доставляют только "ребристости" на переходах. То ли для слабовидящих, то ли против льда. При толчке колёса попадают в канавки и ход сбивается
Ростокинский аквидук. По нему пересекаю р. Яуза
С аквидука видна скульптура Веры Мухиной
"Рабочий и колхозница" уже близко. Район ВДНХ
"Панелька" на ножках. Вы когда-нибудь такое видели?
На Проспекте Мира тротуарные антиобледенители уже гранитные — приходится перепрыгивать
ВДНХ на реконструкции. Повсюду разрыли ямы и огородили их щитами
Конкурс детского рисунка на асфальте. Даже жаль по такой красоте ехать. Осторожно объезжаю, разглядывая
Арбатский бедлам переехал на ВДНХ. Пони, аттракционы, лохотронщики, музыканты - кого здесь только нет. Даже бабушки "проверь свой вес за 10 рублей". Объезжаю по проезжей части, благо проезд только для общественного транспорта
По Проспекту Мира в сторону центра. Крупная плитка. Стыки плохие, сильно трясёт
Местами тротуар покрыт мелкой брусчаткой. Впечатление такое, что едешь по стиральной доске
Крестовский мост. Пересекаю "железку": Алексеевская соединительная линия и Ленинградское направление. Широкая пешеходная часть. А главное — асфальт
На спуске с моста разогнался. Тротуар неожиданно закончился, едва успел затормозить. Пешеходную часть здесь ужали за счёт проезжей: автомобилям приоритет
Переход у Рижского вокзала — сплошная ровная горка. Скатываюсь под землю на скорости. Скрестил пальцы, чтобы из-за угла не выехали велосипедисты
От "Трёшки" к Садовому кольцу по Проспекту Мира. Ненавистная плитка
Москва поборола уличную торговлю. Остались лишь ларьки "Пресса" и "Мороженое". В тёплую погоду мороженое кстати
Трамвайные пути выложены крупной плиткой. Переезжаю осторожно. За переходом небольшой асфальтовый участок и снова трясучка
Съезды с проспекта во дворы — дополнительное препятствие
Сретенка. Не узнали? Москва от Садового до Бульварного кольца представляет собой сплошную строительную площадку. Для пешеходов оставили узкий проход с дощатыми помостами. Автомобилистов тоже ужали. Из-за этого пробки. Пока машины стоят, прохватываю участок по проезжей части
Светофор для велосипедистов. Только велосипедной дорожки не осталось — раскопали
Ухожу на Рождественский бульвар. Здесь не лучше. В узком пространстве едва расхожусь со встречными пешеходами
По самому бульвару проложена дорожка с мягким покрытием. Она не проходима для роликов
Выручают велодорожки. Двигаюсь по "встречке", так как у роликов скорость меньше, чем у велосипеда. Встречных велосипедистов пропускаю. Их немного
На Петровку. В отличие от бульваров, здесь тихо, не многолюдно и асфальт
В центре тротуары узкие. Выхожу на проезжую часть, благо движения почти нет
Велосипедисты, измученные ремонтным безобразием, рискуют
Пафосная Большая Дмитровка зашита в плотно подогнанные мраморные квадраты. Под горку с ветерком качусь к сердцу Москвы
Площадь перед Госдумой в выходной день свободна от автомобилей. Выхожу на асфальт
После Парада Победы 9 мая в Кремлёвском проезде сохранилась жёлтая разметка для военной техники
Александровский сад. Плитка — асфальт — плитка. У фонтана по прежнему фотографируются гости столицы
Новый Арбат и его дома-книжки
На Новом Арбате квадраты плитки подогнаны лучше, чем на Проспекте Мира. Накат отличный и почти без тряски. Плитка та же
Съезжаю с горы у "Сферы". Памятник Столыпину и Белый дом
Чтобы попасть на Новоарбатский мост, нужно пройти по сложной системе наземных переходов
Вниз по течению р. Москва виден горбатый метромост. По нему катятся поезда и ныряют в тоннель
Широкая пешеходная часть Новоарбатского моста
Между тем солнце уже нырнуло за горизонт. Сумерки
На "Кутузе" плитка. Качество ужасное. Чувствую, как колёсные подшипники медленно умирают
От плитки спасают дублёры вдоль Кутузовского проспекта. На них движения почти нет. В темноте аккуратно двигаюсь по проезжей части, отслеживаю появление машин
Парк Победы. Конечная точка маршрута. Входная площадь мощена булыжником. Но есть двухметровой ширины прожилки из гладкого мрамора. По ним пробираюсь в парк
Сколько там натикало? Прогулка заняла больше трёх часов. Это с привалами, перекусами, фотостопами. Всё равно, много. Путевая скорость чуть выше пешеходной
Опасности для роллера в городе
  • Плитка и «ребристость» на перекрёстках Колёса попадают в щели. Колея для роликов опасна — можно завалиться. От тряски разбиваются подшипники. Вибрация неприятна для ног — быстро устают.

  • Виртуалы Так я называю людей, уткнувшихся в экран смартфона и потерянных для внешнего мира. При этом они ещё умудряются двигаться по улице, не глядя на дорогу. Встречаются виртуалы и в среде автомобилистов — это попросту опасно.

  • Пешеходные переходы и спешащие автомобилисты Некоторые водители норовят проскочить, когда люди уже идут по зебре. И не учитывают, что скорость роллера выше скорости пешехода.
Что в итоге
В 2010 году Москва заболела плиточной болезнью. Улицы, тротуары, скверы покрыла чешуя плитки. Пешеходам нужно, чтобы улица была ровной, без ухабов и ям. А уж плитка там или асфальт — не так важно.

У плитки есть два недостатка. Она обледеневает быстрее асфальта — выше вероятность поскользнуться. Выяснил это на утренних пробежках. Когда ночью подмораживает, плиточные тротуары покрываются ледяной коркой, а асфальтовые почему-то нет. Второй недостаток — из-за щелей между камнями плиточные участки нелегко проходить на роликах.

Между тем болезнь прогрессирует. Всё новые и новые московские улицы с каждым годом покрываются сеткой плиточных стыков, делая город непроходимым для роллеров.

Не знаю, какими соображениями руководствовались градостроители, которые заменили асфальт на плитку. Надеюсь, что гуманными, с заботой о горожанах. Но с уверенностью могу сказать, что эти люди нажили себе врагов в лице городских роллеров. Передвигаться по городу на роликах стало трудно, а порой, просто опасно.

Единственные места, где можно покататься — это городские парки. К их чести нужно сказать, что покрытие там на высшем уровне. Правда, в хорошую погоду парки наполняются гуляющими людьми настолько плотно, что покатушка превращается в просачивание сквозь толпу. Где ещё можно кататься, так это улочки и переулки, не поражённые плиточной коростой, спальные районы и лесопарки, где проложен асфальт.

Роллеров загнали в резервации — городские парки и роликовые дорожки. Зато повсеместно появились пункты велопроката. Москва всё больше становится велосипедным городом. На мягких велошинах плитка нипочём. Но у велосипеда свои особенности перемещения в городе. Об этом — в следующий раз.
Публикации по теме