Люди на рельсах

Пассажиры вышли на пути, не поместившись в дачный поезд
Пригородный поезд №6454 сообщением Ижевск – Балезино, один вагон. На станции Ижевск прекратили продажу билетов: вагон забит до отказа. На станции Заводская пассажиры вышли на рельсы.
Машинист тепловоза пригородного поезда
24 сентября 2016
На популярном среди ижевчан «дачном» маршруте Ижевск – Балезино всего один вагон. Пригородный поезд на тепловозной тяге. Уехать на нём крайне сложно: одного общего вагона явно не хватает, чтобы увезти всех желающих. Мне довелось проехать на этом поезде от Воложки до Ижевска летом 2015 года.
Воложка
Из-за леса послышался длинный гудок. Потом ещё. Показалась красная светоотражающая полоса головы поезда. Локомотив мчался на большой скорости, раскачиваясь и стуча колёсами. У станции он сбавил ход и круто осадил у самой платформы. За новеньким сверкающим тепловозом был единственный плацкартный вагон. Грохнула дверь рабочего тамбура, со скрипом опустилась ступенька. Из вагона стали торопливо спускаться люди. Вышедшие стразу же отходили в сторону, освобождая место для посадки. Дачники с поклажей, хватаясь за поручни, карабкались наверх по крутым ступеням вагона. Посадка шла очень медленно. Вскоре я понял причину задержки: вагон был забит до отказа. Внутри везде, где только можно, сидели и стояли люди. На посадке прессовались в тамбуре. Машинист торопил, гудя тифоном.

Я забрался в тамбур одним из последних. Удалось убрать подножку и захлопнуть дверь тамбура. Так что я оказался у самой двери. Можно было прислониться к ней и смотреть в окно. Машинист дал очередной гудок, поезд рванул и быстро набрал скорость. Через несколько секунд колёса вагона уже отбивали чечётку на стыках и стрелках.

Железная дорога тянулась по берегу пруда, а когда мы въехали в черту города, нырнула в промзоны и запетляла, завилась среди заводов и фабрик. На станции Заводская сошло полвагона. В тамбуре стало просторней. Сюда даже смог пробиться контролёр и продать билеты. Неожиданно хлынул ливень. Да такой сильный, что за сплошной стеной дождя ничего не было видно. Только струи воды и величественные силуэты цехов мелькали за запотевшим стеклом. Разогнавшись и непрерывно гудя, локомотив мчался сквозь бурю, минуя переезды, стрелки и семафоры. Машинист торопился прибыть на вокзал Ижевска по графику…


Отрывок из книги «Москва – Владивосток на электричках»

Почему бы не добавить в поезд дополнительный вагон? Оказывается, это не так просто. Пассажирскими перевозками в Удмуртии занимается казанская Пригородная компания «Содружество». Но это только техническая часть - перевозка пассажиров. Заказчиком выступает Министерство транспорта Удмуртии. Именно местная исполнительная власть определяет маршруты, периодичность курирования поездов, количество вагонов в составе, регулирует тарифы. Власть оплачивает перевозчику совершённые рейсы из регионального бюджета. А в условиях недофинансирования, не то что вагон добавить, сохранить бы сам маршрут. Вот и получается: «Не до жиру, быть бы живым». Пригородные рейсы нужны, но есть практика отмены нерентабельных электричек или замены железнодорожного маршрута более дешёвым автобусным. От этого страдают люди: дачники не могут попасть на свои садовые участки, учащиеся вынуждены добираться до школы в товарных вагонах, рабочий люд теснится в переполненных автобусах.
Выход на рельсы – достаточно распространённая форма протеста пассажиров:
16 декабря 2009. Амурская область, г. Благовещенск
Пригородный поезд Благовещенск–Белогорск. На рельсы перед локомотивом вышли тридцать амурчан, не поместившиеся в поезд: билеты куплены, а уехать невозможно. Пассажиры требовали прицепить дополнительный вагон. Прибывшая на место милиция согнала людей c рельсов и поезд отправился. Оставшиеся пассажиры были вынуждены «штурмовать» следующий поезд, идущий тремя часами позднее.

«Даже если и попал в вагон, не мечтай, что доедешь с удобствами, — возмущалась пассажирка. — Переполненный вагон, люди сидят на коленях у знакомых, кто-то держит в руках сумки - поставить некуда. Стоят даже в холодном тамбуре, а кто-то открывает туалет и едет там».


Новостной портал «Teleport2001» от 16 декабря 2009

15 мая 2015. г. Пенза
Недовольные пассажиры задержали пригородный поезд Пенза-Пачелма. Более трёхсот человек не смогли поместиться в двух вагонах, поданных к перрону. Пассажиры вышли на рельсы. Поезд задержался на 1 ч 40 мин. Состав отправился после того, как к нему прицепили дополнительный вагон.

Задержка пригородного поезда Пенза-Пачелма из-за переполненных вагонов происходит уже не впервые. 25 апреля на станции Арбеково возникла подобная ситуация. Тогда информация была доведена до пензенского губернатора. В результате правительство Пензенской области скорректировало госзаказ на железнодорожное обслуживание пригородных маршрутов. В выходные и праздничные дни состав поезда Пенза-Пачелма увеличили с двух до четырех вагонов.


«Российская газета» от 15 мая 2015
19 июля 2016. Челябинская область, п. Кропачево
В 2012 году из-за неплатежей перевозчику региональными властями, отменили единственную электричку Кропачево – Аша. Автобус-дублер - раз в сутки. На работу в районный центр Аша жители Кропачево стали добираться на рабочем поезде РЖД. В 2016 году в рабочий поезд жителей посёлка пускать перестали. Взбунтовавшиеся жители Кропачево, чтобы привлечь внимание к проблеме, вышли на рельсы и остановили рабочий поезд: локомотив с пятью вагонами.


Новостной портал «Общественный контроль» от 19 июля 2016
16 ноября 2010. Московская область, г. Красногорск
Из-за ремонта путей отменили часть пригородных рейсов и жители Красногорска были вынуждены «штурмовать» электрички. Доведенные до отчаяния, пассажиры вышли на рельсы в утренний час пик и преградили дорогу поезду. Машинист гудком попытался заглушить крики протестующих и требовал проезда. Пассажиров на станции оставалось почти столько же, как и до прибытия поезда. Люди с платформы успокаивали недовольных, предлагая не мешать проезду. Через несколько минут их удалось уговорить сойти с путей, и поезд отправился.

Аналогичная ситуация сложилась на Горьковском направлении Московской железной дороги. Пассажирам приходилось втискиваться в электрички. Чтобы успеть на работу, люди были вынуждены ехать на крышах поездов и между вагонами.


Газета «Московский комсомолец» от 17 ноября 2010
15 июня 2012. Чувашия, г. Чебоксары
На станции Чебоксары сорок человек, не поместившиеся в единственном вагоне поезда №6505 Чебоксары - Канаш, перекрыли железнодорожные пути, сев на рельсы. В течение получаса они не давали поезду отправиться. После увещеваний властей доставить их до места назначения другим транспортом, горожане разблокировали движение. Через 15 минут после отхода поезда, оставшихся пассажиров отправили автобусом «Чувашавтотранса», который оперативно предоставил Минтранс республики.

Бунт пассажиров произошёл после сокращения перевозок в республике пригородной пассажирской компанией «Содружество». Заказчиком перевозок выступают власти Чувашии. Они сократили заказ на количество маршрутов, частоту рейсов и число вагонов. И это в самый разгар летнего сезона, когда пассажиропоток на маршруте возрастает.


Информационное агентство «REGNUN» от 16 июня 2012
8 октября 2011. Самарская область, станция Пятилетка
Пассажиры электрички Самара - Жигулевск на час перекрыли движение на железнодорожной магистрали в районе станции Пятилетка. Для разгона несанкционированной акции протеста сотрудники железнодорожной полиции вызвали ОМОН. Пассажиры протестовали против сокращения числа вагонов в составах электропоездов. В акции участвовало около ста человек. Столкновения со спецназом не последовало: протестующие разошлись. Люди были возмущены тем, что на пригородном маршруте вместо десятивагонного состава работает четырехвагонный.

За неделю до этого, на той же станции Пятилетка дачники и грибники в течение часа удерживали переполненную электричку, не давая машинисту закрыть двери вагонов. Непоместившиеся пассажиры бросали палки под колёса поезда.


Новостной портал «NEWSru» от 10 октября 2011
Случаи протеста пассажиров происходят не только в России, но и в соседних государствах:
13 декабря 2012. Болгария, г. София
Группа протестующих на несколько часов заблокировала железнодорожную станцию Сахарная фабрика. Сотни пассажиров не смогли доехать в Дупницу и Перник. Движение поездов возобновилось только после вмешательства полиции.

Протестующие требовали улучшить обслуживание, поскольку местные жители с большим трудом добираются до работы и не знают, смогут ли вернуться домой. Пассажиры вышли на рельсы, потому что зимой в вагонах холодно, как на улице, а летом жарко и душно.


Болгарский новостной портал «BGRU.INFO» от 13 декабря 2012

29 января 2013. Казахстан, г. Усть-Каменогорск
Пассажиры, не втиснувшиеся в переполненный поезд Усть-Каменогорск – Зыряновск, задержали отправление состава. На рельсы вышло около ста человек. Машинист попытался распугать людей гудком, но они не уходили. Прибывшие полицейские утрамбовали часть пассажиров в вагоны, но поместились не все.


«Казахстанский юридический портал» от 29 января 2013
26 июля 2012. Украина, г. Харьков
По инициативе российской стороны отменили «дешёвую» электричку Харьков – Белгород, идущую с Украины в Россию. Вместо неё, запустили поезд повышенной комфортности «Князь Владимир». Недовольные высокой стоимостью проезда, пассажиры перекрыли путь поезду и потребовали вернуть «социальную» электричку. Инициативная группа от протестующих направилась в Российское консульство вести переговоры о возобновлении электричек. Рейс «Князя Владимира» отменили. На рельсах собралось около ста пятидесяти пассажиров.


Украинский новостной портал «Mediaport.ua» от 27 июля 2012 года
Чтобы предупредить такие инциденты, пригородные компании регулярно устраивают День пассажира, когда люди могут в спокойной обстановке встретиться с представителями перевозчика и властями, обсудить наболевшее и попытаться найти пути решения транспортных проблем в регионе.
Все перечисленные случаи связаны с базовой потребностью пассажира: добраться до места назначения с комфортом и за приемлемую цену. Но известны случаи, когда люди перекрывали железную дорогу, борясь за мирную жизнь и здоровье, отстаивая свои права:
  • Жители Луганска у станции Ольховая перекрыли путь железнодорожному эшелону с военной техникой, который двигался со стороны Киева. Ссылка на источник

  • Польские горняки перекрыли путь составу с российским углём, протестуя против зарубежных поставок топлива. Ссылка на источник

  • Во время бунта мигрантов вблизи французского города Кале, протестующие заблокировали железнодорожный тоннель под Ла-Маншем. В поездах в тоннеле застряли сотни пассажиров. Ссылка на источник

  • В Германии активисты перекрыли путь составу с радиоактивными отходами из Франции, приковав себя наручниками к рельсам. Ссылка на источник

  • В Доссоре (Казахстан) местные жители перекрыли путь товарняку, узнав, что в грузовых вагонах находится вредная для здоровья тенгизская сера, предназначенная для переработки на местном комбинате. Ссылка на источник
Публикации по теме