Железнодорожные музеи Москвы

В столице три ЖД музея. Они в ведении Московской железной дороги. Посмотрел их за два дня. Получилось небольшое музейное путешествие
Туризм зависит о погоды. Зимой люди меньше путешествуют. На улице холодно, снег, метель. В такую погоду хорошо ходить по театрам, выставкам и музеям. В путешествиях люблю посещать местные музеи. Интересны выставки, связанные с железной дорогой. Задался вопросом, как обстоит дело с железнодорожными музеями в Москве?
В столице три ЖД музея. Они в ведении Московской железной дороги. У каждого - свой рассказ: железная дорога, подвижной состав, депо. Музеи подойдут увлекающимся техникой, любителям железных дорог, любознательным, путешественникам и тем, кто хочет с пользой провести выходные
Во всех музеях стоимость билетов одинакова. Чётко и по делу, как это принято на железной дороге: регион, тариф, льготы.

  • Взрослые — 100 р.
  • Дети — 75 р.
  • Дошкольники — 50 р.
  • Иностранцы — 250 р.
  • Фото — 200 р.

В СССР вход в музей стоил копейки и для всех одинаково. С переходом на рыночную экономику, музеи были вынуждены кормить себя сами. Разница в достатке иностранных туристов и россиян была очевидна. Отсюда пошла традиция брать с иностранцев больше. Всё чаще замечаю, что музеи отказываются от раздельной стоимости для соотечественников и иностранцев: цена едина, но россиянам делают скидку. Небольшой жест гостеприимства, а смысл тоже — иностранцам дороже.

Если постараться, можно успеть посмотреть три музея одним днём. Но любителям железной дороги и тем, кто интересуется историей, рекомендую иметь в запасе второй день. На одной только площадке ЖД техники провёл 2 часа, рассматривая живые образы.

Музеи работают с 10 до 17 часов.
Понедельник и вторник - выходные дни.
Павелецкий вокзал
Музей Московской железной дороги
Рассказывает о МЖД: история появления, этапы развития, достижения. В центре экспозиции траурный поезд Ленина, который доставил тело вождя в Москву в январе 1924 года
В России «железка» поделена на 16 филиалов. Их называют железными дорогами. Московская железная дорога — самая крупная. Она обслуживает Москву, Подмосковье и ещё 12 областей. Дорога с историей, музею есть что рассказать.

Слева от Павелецкого вокзала, в уютном сквере расположился павильон-куб — бывший Музей «Траурный поезд Ленина». В нём разместился Музей Московской железной дороги.
В 1924 году умер В.И. Ленин. Паровоз «У127» в багажном вагоне привёз в Москву тело Владимира Ильича. После паровоз проработал на Павелецком направлении ещё 13 лет и был списан в 1937 году. Его поставили памятником у Павелецкого вокзала. Под открытым небом машина разрушалась.

В 1923-1924 годах в стране создавался культ Ленина. Забальзамированное тело вождя лежало в мавзолее. Вовсю гремела Лениниада — направление в искусстве, посвящённое личности Владимира Ильича.
Да будь и негром преклонных годов,
И то, без унынья и лени,
Я русский бы выучил только за то,
Что им разговаривал Ленин
Владимир Маяковский
Поэт
Искали и восстанавливали технику, так или иначе, связанную с Лениным. Отремонтировали и постановили на постамент пароход «Святитель Николай», на котором Ленин переправлялся в ссылку в Шушенское. У Финляндского вокзала в Ленинграде установили паровоз «H2-293». На нём Ленин под видом кочегара в 1917 году нелегально пересекал финскую границу. Под программу сохранения попал и паровоз «У127» с багажным вагоном, доставивший тело вождя в столицу. Построили отапливаемый павильон и установили в нём траурный поезд.

После развенчания культа Сталина в 70-х годах, правительство заменило его культом Ленина. Снова личность Владимира Ильича вышла на передний план. Перед Олимпиадой-80 павильон обновили. Здание отделали мрамором, лабрадоритом и гранитом. Музей «Траурный поезд Ленина» стал филиалом Музея Ленина на Красной площади.
Со сменой политического курса в стране, Музей Ленина исчез. Вместо него, в здании на Красной площади открылся Исторический музей. А траурный поезд Ленина вместе с павильоном взяла под крыло Московская железная дорога. Благодаря этому, он сохранился. Паровоз, вагон и сам павильон отреставрировали, и в 2001 году у Павелецкого вокзала открылся Музей Московской железной дороги.

У музея две задачи: собрать, чего уже не увидишь и рассказать историю. С рассказом сложнее — нужны факты, объяснения. Перед железнодорожниками стояла трудная задача: сделать экспозицию с имеющимся траурным поездом и гигантской головой вождя, выглядывающей из стены.

Вышли из ситуации достойно: поезд оставили и сделали гвоздём выставки. Под головой Ленина закрепили телевизор с трансляцией документальной хроники с Владимиром Ильичом — это часть истории. А неактуальные коммунистические лозунги на стенах закрыли щитами с железнодорожной тематикой. Не разрушив историю, создали новое — рассказали о строительстве и развитии МЖД.
Когда входишь в зал музея, первое, что видишь — траурный поезд Ленина. Локомотив и вагон с момента списания стояли в отапливаемом павильоне и сохранились великолепно — сияют краской и отполированной сталью механизмов.

Вдоль стен расположились витрины. Рассказ начинается с Московско — Нижегородской, Московско — Рязанской и Московско — Ярославской железных дорог. Купечество, революция, Гражданская война, первые Пятилетки, Великая Отечественная война. Железная дорога, как неотъемлемая часть страны, переносила невзгоды вместе с её народом. Между тем, сеть дороги постоянно росла.
Коллекция железнодорожных фонарей.
На стекло витрины проецируются кадры из хороники
МЦК — это тоже Московская железная дорога. Схема на полу зала. Как строилась дорога и что из из этого получилось
МЖД — одна из восьми железных дорог Транссиба
Каменная голова вождя. Ниже на экране — кадры из хроники. Во время официальных приёмов створки закрывают и голова прячется за ширмой
Из чего состоит железная дорога. Профиль пути, типы рельс и шпал. Рабочие — путейцы. И даже запах креозота
Пока Политехнический музей на реконструкции, его железнодорожные экспонаты в Музее МЖД. Модель паровоза «ИС20-89». Плакат поясняет устройство локомотива
На нижнем этаже — продолжение осмотра. В дни школьных каникул здесь работает детская игровая площадка «Паровозия»: зал закрыт для посетителей. Мне повезло. За два дня перед посещением, каникулы кончились и игротека уехала. Свободно осмотрел экспозицию нижнего этажа.
Уголок посвящён электричкам. Как менялся салон электрички от первых Св до наших дней показано наглядно. Участвуют даже герои фильма. Узнаёте?
Типы электричек, работавших на МЖД в разное время. Не хватает современных «ЭД4-500» и «ЭС1». В остальном — всё точно
Не забыли Детскую железную дорогу — это тоже МЖД. Железнодорожники называют её Малой московской железной дорогой. Она находится в посёлке Кратово в Подмосковье, в часе езды на электричке с Казанского вокзала. Работает только летом — ученики проходят на ней практику. В остальное время студенты учатся в классах.
В сквере перед музеем — информационные плакаты. Каждый посвящён отдельному региону МЖД. Их семь:

• Московско — Курский (Москва)
• Московско — Рязанский (Рязань)
• Московско — Смоленский (Москва)
• Тульский (Тула)
• Орловско — Курский (Орёл)
• Смоленский (Смоленск)
• Брянский (Брянск)

На заднем плане Павелецкий вокзал. Уютное место. Нужно будет наведаться сюда летом, когда погода наладится.
Рижский вокзал
Музей истории ЖД техники
Выставка образцов локомотивов и вагонов. Выставочный зал с моделями поездов и макетом железной дороги
С северной стороны Рижского вокзала расположилась площадка натурных образцов. Аккурат между пригородной платформой и перроном поездов дальнего следования.

Прибыл экспресс из Риги: весёлая сине-оранжевая раскраска. Пассажиры выходили на перрон, разминали затёкшие члены и жадно затягивались сигаретным дымом на морозе — в поезде курить не разрешают. Ко мне подошли двое парней с гитарами в кофрах.
— Это вам сыр нужно передать? — спросили они с надеждой, протягивая бумажный свёрток.
— Вроде, нет, — признался я. — А сыр из Риги?
— Это мы из Риги, — улыбнулись ребята. — А сыр варшавский…
Весёлый экспресс, рижские музыканты, польский сыр — хорошее начало.

На Север протянулись четыре нитки железнодорожных путей, плотно заставленные железнодорожной ретротехникой. Паровозы, тепловозы, вагоны, спецтехника, электропоезда — чего тут только нет.
— Сфотографируете нас? — попросила женщина с ребёнком.
Мальчишка уже успел забраться на паровоз. Некоторые кабины открыты для посещения. К ним ведут лесенки.
— Давайте, — согласился я. — Любите железную дорогу?
— Да вот, — вздохнула женщина и кивнула на мальчика, — снова пришли. Не оттащишь от паровозов.
С посещения таких тематических музеев и начинается увлечение, а может, и профессия.
Первые музеи в России начинались с частных коллекций, меценатства, антикварной торговли. Цель — сохранить историю для потомков. Частная коллекция, ставшая музеем — явление распространённое. Но здесь другое: коллекцию техники собирали для музея. Экспонаты везли со всей страны: с постаментов, из баз запаса и отстойников депо.
Занимаются любители-энтузиасты. В поиске и восстановлении ретротехники они уже давно профессионалы. Но в остальном — увлечённые мальчишки. Нельзя без этого. Другие не держатся, уходят. С 9 до 18 здесь не получиться. «А как же паровозная романтика? — спросите вы. — Надрывные гудки, шипение пара, дым из трубы». Всё это есть. Но на 99% паровозы — это тяжёлый труд.

Тяжёлый не только физически: отвоевать паровоз у начальства, спасти от переплавки, восстановить, поставить в музей. Технику и историю они знают на отлично. Умеют убеждать начальство, доказывать, договариваться. Когда есть деньги — хорошо. Но такие коллекции, часто, создаются при нехватке средств.

Музейщиков я застал у паровоза «СО17-2211». СО — сокращённо, Серго Орджоникидзе. Модель названа по имени грузинского революционера. Ребята готовили локомотив к отправке в ремонт. Музейную технику периодически обновляют: меняют поржавевшую обшивку, красят, регулируют механизмы. Экспонаты приписаны к разным депо. Когда локомотив или вагон теряет вид, его отправляют в депо приписки на ремонт.

Перед тем как отправить паровоз, музейщики сняли дышла — рычаги, которые передают толкающий момент от цилиндров к колёсам. Если их не убрать, при буксировке механизм изнашивается. Открутили литой греб СССР с борта и фонари, чтобы не пропали при переезде. Снять легко, а достать новые при утере — головная боль.
В путешествиях встречаю брошенные памятники и музеи. Открыли, перерезали красную ленточку и забыли. Сколько редкой техники ржавеет и пропадает на постаментах. Сколько экспонатов гниют в музеях под открытым небом из-за недостатка внимания.

На улице техника разрушается.
— Эх, — мечтательно говорили ребята, — хорошо бы навес от солнца и осадков.
— Разве можно такое количество техники укрыть под навесом? — удивился я.
— Можно при желании. Делают же в Италии, Германии.
— Когда техника на улице, нужно постоянно подкрашивать? – поинтересовался я.
— Необязательно, — заулыбались парни в комбинезонах. — Вот вагон «Русь» вишнёвый. Его покрасили 10 лет назад. Технология, материалы, «правильные руки».
Вагон выглядел, как только что из малярки. Десятилетие простоял на улице и ни малейшего намёка на коррозию, цвет — свежий. Главное, не подпускать дилетантов.
У каждого экспоната своя история.
Паровоз «П36-001» выпущен Коломенским заводом на 70-летие Сталина. В заводском исполнении был обтекатель с выштамповкой профиля Сталина. Паровоз выглядел стильно. Со временем обтекатель потерялся. Хорошо, уцелел сам паровоз. Он спасён и стоит в музее. Локмотивы этого типа водят ретропоезда, в том числе, транссибирский экспресс «Золотой Орел»
Вагон Северо-Кавказской железной дороги. Нижняя часть склёпана из стальных листов. Такие вагоны использовали в неспокойных регионах: на КВЖД и Северном Кавказе. Пассажирские вагоны того времени были обшиты деревом и легко простреливались из винтовки. В северо-кавказских вагонах в момент обстрела пассажиры ложились на пол. Толстая сталь защищала от пуль
Трёхтамбурная электричка ЭР22. Посадка в вагон быстрее, чем у современных электричек с двумя тамбурами. Но из-за дополнительного тамбура в вагоне меньше посадочных мест. От этой схемы отказались. Тамбур — это шлюз для входящих и выходящих пассажиров: сохраняет тепло в салоне зимой.
У электропоезда «Ласточка» вообще нет тамбуров. Двери открываются при нажатии на кнопку. Если пассажир не выходит, дверь закрыта и тепло в салоне сохраняется
Ср3 — электричка 50-х годов прошлого века. Секция из трёх вагонов: два головных и мотор-вагон. Двери открываются вручную. Салон — классика минимализма. Секция восстановлена в депо Железнодорожная
Дизель-поезд Д1. У него нет форточек. Окна по-железнодорожному опускаются вниз. Такие ходили от Узловой до Калуги. Теперь это история. Их заменили рельсовые автобусы РА2
Скоростной электропоезд ЭР200 — предшественник "Сапсана". Поезд-легенда. Он был изображён на упаковках железнодорожного сахара по два кусочка, который проводники давали к чаю.
ЭР200 ходил по маршруту Москва — Санкт-Петербург. Скорость 200 км/ч. Выглядит по-самолётному. Чтобы подчеркнуть быстроходность, вагоны красили в цвета "Аэрофлот". Последний рейс сделал в 2009 году
Экспериментальный поезд "Сокол-250" предназначен для скоростной лини Москва — Санкт-Петербург. Он мог бы потагаться с "Сапсаном". Примечательно, что поезд создавали кораблестроители. Он не прошёл испытания на безопасность и был передан в музей
По соседству с выставочной площадкой, с торца Рижского вокзала расположен Выставочный зал и магазин железнодорожных моделистов. В витринах модели: вагоны, локомотивы, домики, стрелки, тоннели.

Распространены два стандарта масштабов: 1:120 (тип ТТ, ширина колеи 12 мм) и 1:87 (тип H0, колея 16 мм). Выбор масштаба — личное предпочтение коллекционера. 12-миллиметровые модели меньше по размерам, макеты выходят компактнее. 16-миллиметровые модели крупнее, лучше детализация. Но однозначных рекомендаций нет: кому что нравится.

Цены удивили: локомотивы 10000-20000 р., вагоны - от 2500 р. Дня начинающих моделистов продаются наборы: локомотив, 3 вагона, 2 метра рельс и пульт управления. С таких наборов начинается путь в ЖД моделизм. Цена 7000 р.
Половину выставочного зала занял макет в масштабе 1:120. Миниатюрная железнодорожная империя. Создатели макета обыграли самые разные темы: грузовой порт, контейнерная станция, вокзалы, платформы, аэропорт.
— Включить макет? — спросила смотритель зала.
— Конечно! — не раздумывая, ответил я.
Смотритель потыкала в сенсорный экран пульта управления и железнодорожная империя ожила. Над головой пролетел пассажирский «Боинг». Портовый кран подхватил с палубы балкера грузовик и перегрузил на причал. По ниткам рельс заскользили поезда. Цокая и тарахтя по крайнему пути прошла шпалоподбивочная машина. Маневровый тепловоз потащил контейнеры на сортировочную горку. Мигали светофоры, загорался свет в окнах домов. Проносящиеся поезда гудели и постукивали, как настоящие.
С торца макета — кнопки. Посетители тоже участвуют в жизни железной дороги: нажал кнопку и заработала сортировочная горка или портовый кран начал погрузку.

— Вот это да! — изумился я. — Наверное, дети в восторге?
— Конечно, — согласилась смотритель. — Но макет не для детей. Это для взрослых. Вы цены в магазине видели?
Цены не детские — это точно. Сколько стоит макет, подсчитать сложно. Рельсы, локомотивы и вагоны, некоторые типовые здания, фигурки людей, деревья — всё это можно купить. Вокзалы, церковь, аэропорт собирали на заказ. Здесь не только стоимость деталей, а сотни часов кропотливой работы моделистов.
В макете встречаются фантастические вещи, которые невозможны в жизни. Рижский и Ладожский вокзалы расположились по соседству. Миниатюрный поезд «Ласточка» взобрался по винтовому пути вдоль колонны и понёсся по вантовому мосту под потолком. Из-за недостаточной жёсткости, железнодорожные мосты не делают подвесными. В макете — пожалуйста.

Какой мальчишка не увлекался собирательством: марки, открытки, монеты. Человек переходит во взрослую жизнь и оставляет детские увлечения. В жизни появляется семья, работа, путешествия. Попытался разобраться: моделисты — кто они. Коллекционеры? Любители дорогих игрушек? Поклонники железных дорог? Или мастера — рукодельники? Скорее, всё вместе. Чтобы самостоятельно собрать макет, требуется усидчивость и внимание к деталям. Чем меньше масштаб, тем более ювелирная работа.
В витринах зала модели вагонов и локомотивов в крупном масштабе. Если на макете масштаба 1:120 наблюдаешь, как работает железная дорога, то на крупных моделях — устройство и интерьер. Кто не ездил в двухэтажном вагоне увидят, как в нём размещаются пассажиры. Или как выглядит двухэтажный аэроэкспресс Казань — Аэропорт.
За макетом можно наблюдать бесконечно. Особенно, когда на улице мороз, а в Выставочном зале тепло, есть буфет и туалет. Если соберётесь, обязательно просите смотрителя запускать макеты, нажимайте кнопки, участвуйте в жизни железной дороги.
Станция Красный Балтиец Рижского направления
Музей депо «Подмосковная»
Реконструкция железнодорожной станции начала XX века: пассажирская платформа, вокзал, водонапорка, дом начальника станции. Поворотный круг и веерное депо, где ремонтируют паровозы. В выходные здесь можно встретить паровоз под паром на ходу, посмотреть, как обслуживают и ремонтируют ретро-локомотивы
Пока шёл от метро «Сокол» к депо, были слышны паровозные пересвисты. Под виадуком пронёсся чёрный локомотив в клубах пара. Снежная пыль, покрывшая пути, разлеталась в стороны. Повеяло дымом, теплом и машинным маслом.

Депо «Подмосковная» — заповедник, где живут паровозы. Это не просто музейные экспонаты: они топятся углём, дышат жаром, шипят и ездят. Паровозы водят ретропоезда — это их основная роль. Ещё они участвуют в парадах ретротехники, ставят рекорды дальности, участвуют в ЖД пробегах и радуют посетителей музеев.

В начале 2000-х годов городские власти хотели избавится от депо и построить жилой микрорайон. Но железнодорожникам удалось отстоять историческое здание. Теперь это объект культурного наследия. Он охраняется государством.

Депо «Подмосковная» — это музейно-производственный комплекс: музей и база ремонта паровозов.
К гидроколонке на заправку подошёл пассажирский паровоз П36. Тендер паровоза заполняют водой каждые 100 километров. В начале ХХ века при строительстве станции закладывали водонапорную башню с гидроколонкой. С уходом эры паровозов, водоснабжение не востребовано. Но башни до сих пор встречаются на узловых станциях — заброшенные и ненужные. Иногда, водонапорки ремонтируют, и они украшают станционную площадь.

При работе на угле в топке паровоза накапливается зола. Пока тендер заправляется водой, локомотивная бригада чистит зольник топки. Снизу паровоза люки, через которые золу сбрасывают в специальную яму между рельс.

Сколько заправляется автомобиль? 3-4 минуты на АЗС и в путь. Паровоз к рейсу готовят 5-6 часов. Сначала тендер заправляют водой, очищают топку от золы. Потом на угольный склад — загружают топливо в тендер. На растопку, нагрев котла и вскипание уйдёт 4 часа. Важно всё делать по инструкции. Если отступить от правил, возможен пожар, взрыв котла, износ механизмов, и паровоз вместо рейса пойдёт в ремонт.
В здании бывшей конторы депо музейщики устроили вокзал. Зал ожидания, касса, телеграф, камера хранения багажа и буфет. Во времена паровозов на вокзалах обязательно был самовар с бесплатным кипятком. На стоянке поезда пассажиры с чайниками и бидонами бежали к самовару. С появлением цельнометаллических вагонов бесплатный кипяток перекочевал внутрь вагона, и самовары на вокзалах убрали
Впервые попал внутрь железнодорожной водонапорки. На Подмосковной её отремонтировали. Первый этаж занимает выставка насосов, манометров, указателей уровня воды. За башню отвечает Служба тепловодоснабжения
Поворотный круг веерного депо. На него загоняли паровоз, и локомотивная бригада поворачивала круг вручную. Сейчас привод механизирован. Пульт управления в будке на поворотной части.
Секция перемещается по круговой рельсе. Механизм старый и иногда сходит с направляющих. Тогда вызывают ЖД кран и ставят его на место
Музей занимает часть депо. Понравилось, что догадались разрезать паровоз, чтобы показывать посетителям его устройство
В цеху депо коллекция станков: американские, немецкие, советские. Станки действуют.
Запчастей на паровозы не купишь. Детали для ремонта либо снимают с паровозов-доноров, либо куют в кузнице и вытачивают на станках
Паровозная лопата. Такой помощник машиниста закидывает уголь в топку. Последние модели паровозов выпускали с автоподачей угля. Были паровозы, работающие на мазуте. Жидкое топливо по трубопроводу подавалось в топку и распылялось форсункой
Промывочный цех. На стене план-график промывки котла приписанных к депо паровозов. Раз в два месяца паровоз наведывается в цех для обслуживания. Запасные части и инструмент разложены по стеллажам, и укрыты брезентом
Смотровая яма между рельс открывает доступ к механизмам и люкам паровоза снизу
Цех подъёмочного ремонта. С помощью лебёдок, блоков и помощника — маленького синего тепловоза, паровоз разбирают до винтика
Паровозные дышла устанавливают с помощью тепловоза, кувалды и лома. Суровой технике — суровый инструмент. Это для мужчин
Перед депо «ТЭ-3162» — немецкий паровоз, полученный по репарациям после Великой Отечественной Войны. Музейщики ласково называют его Фрау Мартой. А за забором уже совсем другая жизнь — электродепо «Подмосковное», где поселились «Ласточки» МЦК
К депо направилась детская группа с экскурсией. Ребята завороженно смотрели на чёрные стальные машины. После паровозика на картинке в детской книге, увидеть машину живьём — интересно
Если соберётесь посетить мастерские депо, лучше брать экскурсию — будет интереснее. И одеваться так, чтобы не жалко было испачкаться.

В музее ждали экскурсантов с паровозной прогулки. По выходным с Рижского вокзала в депо «Подмосковная» отправляется ретропоезд — паровоз с пассажирским вагоном. Но это уже совсем другая история.

Вот такое получилось музейное путешествие. На осмотр трёх музеев ушло два дня. Выставочные площадки расположены на улице. Не забудьте посмотреть прогноз погоды перед посещением. Даже если погода окажется не очень, во всех музеях есть отапливаемые помещения, где можно отогреться.

Если понравилось, жмите репост и делитесь с друзьями.
Публикации по теме