Золотое кольцо Москвы

МКЖД – дорогая игрушка или реальная необходимость для города
Тихо свистя электродвигателями, по эстакаде проносились красно-серые поезда с плоскими боками. Станция Спортивная устроена прямо на мосту. На пассажирских платформах не протолкнуться от пассажиров, желающих прокатиться на новом поезде. Подошедший состав увёз пассажиров с платформы и она стремительно наполнялась новыми. Три непрерывно работающих эскалатора поднимали на платформу всё новых и новых пассажиров снизу из вестибюля.
10 сентября 2016 года состоялось открытие Московской кольцевой железной дороги, сокращённо МКЖД. В течение месяца после открытия кольцо будет работать в тестовом режиме и проезд по нему бесплатный. Не все станции и пересадочные узлы ещё достроены. Строительство пересадочных узлов разбито на три этапа. В первую очередь будут построены: Владыкино, Шоссе Энтузиастов, Ростокино, Автозаводская. Строительство пересадок на Измайловской и Андроновке запланировано на 2017 год. А обустройство «тёплых» пересадок для некоторых станций затянется аж до 2018 года.
Тёплая пересадка – крытый переход. Позволяет из вестибюля метро попасть на станцию МКЖД не выходя на улицу.
Начальник Московского метрополитена Дмитрий Пегов на открытии МКЖД
Открывал кольцо начальник Московского метрополитена Дмитрий Пегов. При чём здесь метро? А вот при чём. Проект строительства кольца поделили на троих: Правительство Москвы, Московский метрополитен и Российские железные дороги.

Москва проявила интерес к кольцу, как к новому типу городского транспорта «Городская электричка». До сих пор о таком виде транспорта Москва не знала, хотя он успешно существует в других российских городах, например, в Екатеринбурге и Волгограде.

Российские железные дороги организовали техническую часть проекта: пути, платформы, электрификация кольца, подвижный состав, персонал. На кольце ходят поезда «ЭС2Г», больше известные в народе, как «Ласточка». Этот тип городского электропоезда производится немецким концерном Siemens AG. Окончательная сборка вагонов в России на заводе «Уральские локомотивы». Базируются «Ласточки» кольца в моторвагонном депо «Подмосковное» близ станции Красный Балтиец Рижского направления. Поезд состоит из пяти вагонов. Два поезда могут сцепляться в единый состав и получается десятивагонная электричка. Изначально думали укомплектовать МКЖД электричками «ЭД4М-500» производства Демиховского вагоностроительного завода. Но мэру Москвы Сергею Собянину уж очень приглянулись немецкие поезда: тихий уютный салон, удобные сиденья, климатическая установка, поддерживающая комфортную температуру воздуха в салоне при любой погоде. В итоге для Московского кольца закупили поезда Siemens.
ЭД4М-500 – усовершенствованная модель электрички «ЭД4М». Оборудована мягкими удобными креслами с подголовниками, климатическими установками. Имеет обтекаемую форму кабины и приспособлена для посадки пассажиров с ограниченными возможностями. Конструктивно электропоезд - всё та же вариация на тему «ЭР22» 1964 года разработки. К 2016 году в технической части поезд безнадёжно устарел, хотя по-прежнему является дешёвым в производстве и эксплуатации за счёт унификации с массовыми электричками СССР «ЭР1» и «ЭР2».
В вагоне "ЭС2Г" на МКЖД
В 1934 году пассажирское движение по кольцу было закрыто, и дорога служила исключительно для нужд промышленности и транзита товарных поездов.
МКЖД базируется на полотне Малого московского железнодорожного кольца, которое было построено в начале ХХ века. Инициатором строительства выступили купцы и промышленники. Необходимость строительства кольца в то время была очевидна: для переброски грузов с одного железнодорожного направления на другое, товары из вагонов перегружали на возы и везли по московским улицам, чтобы на другом вокзале снова загрузить их в товарные вагоны. Нужна была линия, которая связала бы все 10 направлений Московского узла. Трасса для кольца была выбрана особым образом. Это сыграло важную роль в развитии промышленности Москвы. Для прокладки трассы сносились жилые дома, крестьянские избы и дачи. Позже по кольцу попытались организовать пассажирское движение для подвоза рабочих смен на заводы и предприятия, до восьми пар поездов в сутки. Но это оказалось неудобным: от рабочего квартала до заводской проходной было проще добираться городским общественным транспортом. И в 1934 году пассажирское движение по кольцу было закрыто. С тех пор эта дорога служила исключительно для нужд промышленности и транзита товарных поездов. С окончанием строительства Большого кольца Московской железной дороги в 1944 году, транзитные товарняки пошли в обход Москвы.
Ретропоезд
В XXI веке градостроительная политика Москвы взяла новый курс. Промышленность из Москвы стали переносить за её пределы. Какие-то предприятия закрылись навсегда. Движение по Малому кольцу составляли редкие товарняки, снабжающие ещё действующие предприятия, и паровозные экскурсии. Кольцо медленно умирало. Между тем Москва, стеснённая транспортным кризисом, требовала строительства очередного кольца.

Градостроительная политика мегаполисов с радиальным строением, таких как Москва, Рим, Версаль, Париж требует строительства транспортных колец. Это стало актуально, после автомобильного бума, охватившего Москву в начале 90-х. Московские улицы перестали справляться с возросшим потоком частного автотранспорта. Градоправитель Юрий Лужков твёрдо знал: чтобы решить транспортную проблему в городе с радиальной структурой, нужно строить кольца. Был реконструирован и расширен МКАД, построено Третье транспортное кольцо. Сейчас дошёл черед и до железной дороги. До сегодняшнего дня в Москве было единственное железнодорожное кольцо с пассажирским движением – Кольцевая линия Московского метрополитена. Несмотря на то, что Службе движения метрополитена удалось организовать 40-секундные интервалы в движении поездов на линии, кольцо и пересадки уже не справлялись с потоком пассажиров в часы пик. Да и кольцо слишком маленькое, находится в центре. Тем временем окраины города разрослись, вышли за пределы МКАД. Чтобы попасть из одного спального района Москвы в соседний, расположенный на другой радиальной линии зачастую приходилось ехать через центр. Это увеличивало время поездки. Возникла необходимость строительства нового, большего по размерам кольца. Но метро строится медленно, за счёт трудоёмкости и дороговизны прокладки тоннелей. А проблема назрела уже давно и требовала «быстрого» решения. Вот тогда и вспомнили про Малое московское железнодорожное кольцо. Нашлось и решение: полностью реконструировать дорогу и возобновить по ней пассажирское движение.
Час пик на станции метро "Выхино"
Интервалы движения поездов по кольцу: 6 минут в часы пик и 15 минут в остальное время.
Полный круг по МКЖД сейчас занимает 1 час 35 минут. Это при учёте, что недействующие станции поезд проезжает без остановки. Планируется организовать интервалы движения по кольцу: 6 минут в часы пик и 15 минут в остальное время. Для 54-километрового участка это хороший показатель. Подошёл поезд – сцеп из двух «Ласточек», десять вагонов. Двери открываются в ручном режиме при нажатии кнопки на борту вагона. Избалованные автоматикой пассажиры стояли перед закрытыми дверьми, пока кто-то не догадался нажать кнопку. Ничего, к этому скоро привыкнут. Ручное открывание дверей позволяет не расходовать электроэнергию попусту, если из двери никто не выходит и не терять драгоценный климат, созданный в салоне климатической установкой. Вагоны безтамбурные, входящий сразу попадает в салон вагона. За счёт отсутствия тамбуров, пространство салона больше обычного и пассажиры могут легко перемещаться по поезду.

У дверей широкие накопительные площадки для стоящих пассажиров. Удобные кресла расположены по конфигурации 2 + 3 места в ряду. Ширина прохода между рядами позволяет стоять пассажирам и проходить выходящим. В головном и хвостовом вагоне расположены туалетные кабины. У каждой двери на стене небольшой ящик с крышкой – мусорный контейнер. Пассажирам, напуганным угрозой терроризма, это не по душе: потенциальное место для «коробочки с проводами». В самых неожиданных местах поезда можно найти розетку для подзарядки мобильного телефона. В моём случае розетка обнаружилась в ногах на торце стеновой панели. Бесплатная сеть Wi-Fi в вагонах уже принимается как должное, хотя всего два года назад, когда она только появилась в вагонах метро, это казалось фантастикой.
Поезд тихо и быстро разогнался. За окном замелькали городские пейзажи, сменившиеся урбанистическими видами промзон, гаражей, ТЭЦ и транспортных эстакад. Виды из окна «кольцевого» поезда живописными уж точно не назовёшь. Хотя есть несколько мест, где захватывает дух от открывающегося из окна вида. Это проезд по мосту через Москва реку и следование мимо Измайловского кремля. Любителям природы по душе придутся перегоны Ростокино – Белокаменная и Белокаменная – Бульвар Рокоссовского. Эта часть кольца проходит через лесопарк Лосиный Остров. Повсюду на протяжении пути видна стройка. Достраивают переходы, ограждения путей, эстакады.
Первой и главной задачей кольца станет разгрузка кольцевой линии метро.
Сейчас МКЖД проходит вдали от жилых кварталов в основном по промышленным зонам. Первой и главной задачей кольца, по мнению инициаторов проекта, станет разгрузка кольцевой линии метро. Для этого должны быть организованы удобные пересадки с радиальных линий метро и железной дороги на МКЖД. На схеме кольца они указаны и даже есть ориентировочное время пересадки: 2, 3, 5 минут. Но глядя на карту, можно заметить, что не всегда при пересадке станции расположены рядом. В некоторых случаях пересадка может занять 10 и даже 20 минут. С учётом интервала движения по МКЖД, будет ли поездка быстрее, чем через центр?

Хотя организаторы утверждают, что МКЖД позволит связать жилые районы Москвы с метро, на мой взгляд, говорить об этом рано. А начальник Московского метрополитена Дмитрий Пегов высказывается аккуратно: «Быстрые «Ласточки» свяжут разные уголки города и станут главным транспортом в тех районах, где ещё нет метро в шаговой доступности». Вероятно, удобная транспортная линия даст толчок к развитию тех районов Москвы, которые до сих пор считались безнадёжными из-за их низкой транспортной доступности. Посмотрим, как будут работать пересадочные узлы. Насколько новый транспорт будет удобен для москвичей. Как поведут себя инвесторы.
Электричка МКЖД на станции Лужники
После поездки по кольцу, сложилось впечатление, что инициаторы проекта сделали проезд по кольцу максимально удобным для пассажиров. Но для меня остался открытым вопрос: МКЖД – что это? Дорогая игрушка или реальная необходимость для города? Будем внимательно следить за развитием проекта.
Публикации по теме