ЭЛЕКТРИЧКИ
Как выглядят и чем различаются пригородные поезда
Первые электрички появились в России в 1929 году. Электрифицировали линию Москва — Мытищи, пошли по ней электрические трёхвагонные поезда. В начале ХХ века это было удивительно: поезд без паровоза. Без угольного дыма, пара и чавкающего шума. Питались они от электрического контактного провода. За это трёхвагонные чудо-поезда прозвали «электричками». Со временем, это название распространилось на все пригородные поезда и стало именем нарицательным.

Электричками называют электропоезда, дизеля, местные и рабочие поезда. Тип поезда на пригородной линии зависит от того, сколько пассажиров требуется перевезти. Электрифицирована ли железная дорога. Как часто делают рейсы. И даже от имеющихся в депо вагонов.
ЭЛЕКТРОПОЕЗД
Электричка, "электрон", "собака" - поезд, состоящий из моторных и прицепных вагонов. Используется на электрофицированных участках с интенсивным пассажиропотоком.
  • От 4 до 12 вагонов в составе.
  • Кабины управления в головном и хвостовом вагонах.
  • Моторные вагоны, что с токоприёмниками, перемежаются с прицепными.
Серия ЭР (Электропоезд Рижский)
Серийно выпускались Рижским вагоностроительным заводом с 1957 по 1994 год.
ЭР1 - первая модель семейства, работающая на постоянном токе. Строилась для пригородного сообщения Московского и Ленинградского узлов, оборудована под посадку с высоких платформ. Снята с производства в 1962 году.
ЭР9 - модификация для работы на переменном токе.
Серия ЭР (Электропоезд Рижский)
Серийно выпускались Рижским вагоностроительным заводом с 1957 по 1994 год.

ЭР1 - первая модель семейства, работающая на постоянном токе. Строилась для пригородного сообщения Московского и Ленинградского узлов, оборудована под посадку с высоких платформ. Снята с производства в 1962 году.

ЭР9 - модификация для работы на переменном токе.
ЭР2 - модернизированная версия ЭР1 с возможностью посадки с низких платформ и более совершенным электрооборудованием. С 1974 года изменена форма кабины с круглой на квадратную, в салонах стали устанавливать полумягкие диваны. Самый массовый электропоезд в СССР.
ЭР2 - модернизированная версия ЭР1 с возможностью посадки с низких платформ и более совершенным электрооборудованием. С 1974 года изменена форма кабины с круглой на квадратную, в салонах стали устанавливать полумягкие диваны. Самый массовый электропоезд в СССР.
Серия ЭД (Электропоезд Демиховский)
Серийно выпускаются Демиховским вагоностроительным заводом с 1996 года.
ЭД4 - российский электропоезд постоянного тока на базе отечественного электрооборудования, построенный по схеме хорошо зарекомендовавшего себя электропоезда ЭР22, выпускавшегося в Риге с 1964 года. Широкие входные двери и накопительные тамбуры. На базе ЭД4 формируются экспрессы "Спутник" и "Аэтоэкспресс". Оборудован под посадку как с низких, так и с высоких платформ. Самый распространённый тип электричек на российских железных дорогах.
ЭД9 - модификация для работы на переменном токе.
Серия ЭД (Электропоезд Демиховский)
Серийно выпускаются Демиховским вагоностроительным заводом с 1996 года.

ЭД4 - российский электропоезд постоянного тока на базе отечественного электрооборудования, построенный по схеме хорошо зарекомендовавшего себя электропоезда ЭР22, выпускавшегося в Риге с 1964 года. Широкие входные двери и накопительные тамбуры. На базе ЭД4 формируются экспрессы "Спутник" и "Аэтоэкспресс". Оборудован под посадку как с низких, так и с высоких платформ. Самый распространённый тип электричек на российских железных дорогах.

ЭД9 - модификация для работы на переменном токе.
ЭД4М-500 - электропоезд повышенной комфортности на базе ЭД4. Используется в региональных перевозках в качестве экспрессов.
ЭП2Д - модернизированный вариант ЭД4М-500: более безопасная кабина машиниста и современное энергосберегающее оборудование.
ЭД4М-500 - электропоезд повышенной комфортности на базе ЭД4. Используется в региональных перевозках в качестве экспрессов.

ЭП2Д - модернизированный вариант ЭД4М-500: более безопасная кабина машиниста и современное энергосберегающее оборудование.
Серия ЭС (Электропоезд "СИМЕНС")
Электропоезд из семейства Siemens Desiro немецкого концерна Siemens AG. Локализация производства в России на заводе «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме.
ЭС1 "Ласточка" - двухсистемный электропоезд, предназначен для работы как на постоянном, так и на переменном токе. Использовался для пригородных пассажирских перевозок во время Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году. После окончания игр часть составов была переведена на другие железные дороги для пригородных перевозок.
ЭС2Г - городская электричка на базе ЭС1.
Серия ЭС (Электропоезд "СИМЕНС")
Электропоезд из семейства Siemens Desiro немецкого концерна Siemens AG. Локализация производства в России на заводе «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме.

ЭС1 "Ласточка" - двухсистемный электропоезд, предназначен для работы как на постоянном, так и на переменном токе. Использовался для пригородных пассажирских перевозок во время Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году. После окончания игр часть составов была переведена на другие железные дороги для пригородных перевозок.

ЭС2Г - городская электричка на базе ЭС1.
ДИЗЕЛЬ
Рельсовый автобус на дизельной тяге. Применяется на непопулярных и неэлектрифицированных линиях.
  • От 1 до 4 вагонов.
  • В головном и хвостовом вагонах установлены дизельные двигатели и кабины управления.
  • Рельсовые автобусы могут объединятся в составы по системе многих единиц.
Серия РА (Рельсовый Автобус)
Серийно выпускаются заводом "Метровагонмаш" с 1997 года.
РА1 - автомоториса конструктивно унифицирована с метровагоном типа "Яуза". Представляет собой вагон с двумя кабинами, оснащенный дизельным двигателем и гидравлической передачей. Используется для местного сообщения.
Серия РА (Рельсовый Автобус)
Серийно выпускаются заводом "Метровагонмаш" с 1997 года.

РА1 - автомоториса конструктивно унифицирована с метровагоном типа "Яуза". Представляет собой вагон с двумя кабинами, оснащенный дизельным двигателем и гидравлической передачей. Используется для местного сообщения.
РА2 - дизель-поезд, следующая ступень эволюции РА. Изготавливается в 2-4 вагонном составе и предназначен для работы на неэлектрифицированных линиях с интенсивных пассажиропотоком. Курсирует на пригородных и межобластных маршрутах.
РА2 - дизель-поезд, следующая ступень эволюции РА. Изготавливается в 2-4 вагонном составе и предназначен для работы на неэлектрифицированных линиях с интенсивных пассажиропотоком. Курсирует на пригородных и межобластных маршрутах.
ПРИГОРОДНЫЙ ПОЕЗД
Локомотив с одним или несколькими вагонами для местного и пригородного сообщения.
  • Формируется из общих или сидячих вагонов.
  • Количество вагонов зависит от пассажиропотока на маршруте.
  • Каждый вагон обслуживается проводником, но иногда они сцепляются рабочим тамбурами друг к другу, и проводник работает на два вагона.
рабочий поезд
Локомотив с общим вагоном, дизель- или электропоезд для перевозки железнодорожных служащих и рабочих Службы пути.
  • Рейс организует Железная дорога или Служба пути.
  • Ходит по служебному расписанию, которое не вывешивается на вокзалах и станциях.
  • Посадка пассажиров по служебным удостоверениям либо не контролируется.
«сидячка», «общий»
Сидячий или общий вагон в составе пассажирского поезда.
  • Правила перевозки такие же, как в пассажирском поезде: билет с местом, приобретается заранее, посадка при предъявлении паспорта.
  • Остановки на крупных и узловых станциях.
  • Альтернатива пригородным поездам при их отмене или отсутствии.
Фильм "История электрички"
Эволюция электричек от первой электрифицированной пригородной линии Баку - Сабунчи до скоростного электропоезда "ЭР200".
Кадры из документального фильма "От пара к электричеству".
Режиссёр: В. Раков
Текст читает: С. Малишевский
Публикации по теме